10:54 ЛИНКОРЫ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ |
ЛИНКОРЫ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ Боевое применение бронепоездов в Первой мировой войне. С началом Первой мировой войны бронепоезда использовались практически всеми воюющими государствами. В позиционный период войны бронированные поезда применялись в основном как носители тяжелой и сверхтяжелой артиллерии, что позволяло мобильно сосредоточить огневую мощь, избегая сложностей в боепитании и в обслуживании. Показательно, что именно установка на железнодорожных платформах защищенных броней орудий большого калибра и высокой мощности в последний период войны привлекала внимание многих тогдашних военных специалистов. Такая артиллерия, перемещавшаяся по железнодорожной колее, использовалась двумя способами: либо орудие вело огонь прямо с платформы, либо его снимали и устанавливали на грунт. Калибр пушек не превышал 240 мм, скорострельность составляла примерно один выстрел в две минуты, а дальность стрельбы – до 15 км. Впрочем, в германской армии к концу войны появились и более крупнокалиберные орудия, установленные на платформах (до 520 мм), но для их использования нужно было дополнительно укреплять шпалы: железнодорожное полотно не выдерживало мощной отдачи. Все подобные бронепоезда-транспортеры имели бронированные локомотивы и часто снабжались зенитными прожекторами, наблюдательными вышками и аэростатами. Применялись они в основном для обстрела особо важных целей в ближнем тылу противника и для усиления фронтовой артиллерии на опасных участках. В России всплеск популярности бронепоездов пришелся на годы Гражданской войны. В ноябре 1917 года при петроградском запасном броневом автомобильном дивизионе появилась временная «броневая коллегия». 20 декабря 1917 года в Петрограде состоялся Всероссийский броневой автомобильный съезд; там был избран исполнительный комитет, которому было поручено разработать положение о центральном органе управления всеми бронечастями Советской России. Наконец 31 января 1918 года такое положение было утверждено наркомом по военным делам. В приказе, в частности, говорилось, что «управление всеми броневыми частями Российской Советской Республики поручается совету броневых частей в составе Исполнительного комитета, избранного 2-м Всероссийским броневым автомобильным съездом». Этот совет, получивший сокращенное название Центробронь, был введен в состав руководящего аппарата Красной Армии, а в августе того же 1918 года оказался преобразован в Броневое управление, которое подчинялось Главному военно-инженерному управлению. Разгоравшаяся по всей России Гражданская война с самого начала приняла маневренный характер, причем особенно острая борьба велась за железнодорожные узлы и магистрали. Это открывало очень широкое поле боевой деятельности для бронепоездов. Проблема же состояла в том, что бронепоездов было крайне мало, поэтому началось их экстренное строительство. Зачастую это были простые пульмановские вагоны, защищенные мешками с песком, шпалами и кровельным железом; вооружение было разномастным и разнотипным: в те годы нередко можно было встретить бронепоезд из пяти-шести площадок, на которых были установлены 76-, 107- и даже 152-мм орудия, а также десятки самых разнообразных ручных и станковых пулеметов. Естественно, что такое разнообразие в конструкциях и вооружении бронепоездов создавало большие проблемы по их снабжению и техническому обслуживанию. В конце концов осенью 1918 года была введена единая конструкция бронепоезда. Такой бронепоезд состоял из бронированного паровоза, двух бронеплощадок и двух-трех контрольных платформ. |
|
Всего комментариев: 0 | |